К маю каждого года Минфин готовит «Основные направления налоговой политики» - ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка бюджета на следующую трехлетку.
В идеологической части документа подтверждается провозглашенный президентом в послании Федеральному собранию курс на консервацию нынешних налоговых условий ведения бизнеса. «Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в слудующем году», - обещают «направления». Впрочем, наряду со стабилизацией обещаны и некие «меры налогового стимулирования структурных преобразований».
От налогов уйти всё труднее: компьютерные программы поставили их сбор под контроль
Значимых новаций, однако, в документе Минфина немного. Если в прошлогодних «направлениях» раздел налоговых инициатив составлял половину документа (остальное - описание уже сделанного и анализ налоговой нагрузки), то сейчас все предложения Минфина заняли лишь 13 из 43 страниц. При этом частично они уже прорабатываются. Речь, в частности, идет об амнистии капиталов, законопроект о которой уже внесен в Госдуму, и о предоставлении регионам права снижать ставки налога по упрощенной и вмененной системам налогообложения. Также из давно обещанного - снижение ставки налога на прибыль с 20% до 10% для новых промышленных предприятий («гринфилдов»).
Из нового в документе - выгодное бизнесу увеличение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит списывать на затраты стоимость недорогого оборудования сразу при его вводе в эксплуатацию, а не через механизм постепенной амортизации. В части ключевого для бюджета налога - НДС - предлагаются точечные меры, направленные как на упрощение его возмещения (право на заявительный порядок для организаций, предоставивших поручительство материнской компании), так и на борьбу с неправомерным возвратом (налогоплательщика обяжут восстановить НДС, принятый к вычету по авансам, если поставка в течение определенного времени не состоялась).
ФНС сработала алгоритмично
Ставки акцизов Минфин предлагает не менять, а на следующий год - проиндексировать на инфляцию из готовящегося трехлетнего макропрогноза. Впрочем, некоторую свободу маневра ведомство себе оставляет - если удастся договориться с партнерами по Таможенному союзу, то акцизы (прежде всего на сигареты) можно будет и поднять. По части НДПИ на нефть и газ Минфин после серии налоговых маневров едва ли не впервые ничего не предлагает. Также не намерено касаться и системы страховых взносов во внебюджетные фонды.
В отсутствие значимых решений по ставкам и базе налогов значительное место в «направлениях» заняли новации по части администрирования. Из неоднозначных для бизнеса новостей - намерение Минфина закрепить в Налоговом кодексе (НК) используемую арбитражной практикой норму о злоупотреблении правом налогоплательщика (фактически - ввести запрет на формально легальные схемы, если они используются для сокращения налогов или получения незаконных вычетов). Вадим Зарипов из «Пепеляев групп» полагает, что с учетом того, что сейчас даже Верховный суд вновь использует ранее признанный некорректным термин «недобросовестность налогоплательщика» (как в рассмотренном недавно деле ЗАО «Горные машины»), подход здесь должен быть иным. «Вместо закрепления в НК нынешних широких возможностей судов и налоговых органов трактовать сделки налогоплательщиков эту практику следует, наоборот, ограничить, установив четкие правовые рамки и механизмы сдержек и противовесов», - считает эксперт.
Из определенно позитивных новаций - предложение перенять зарубежный опыт предварительного налогового контроля. Его смысл в том, что бизнес сможет заранее получить от налоговиков информацию о налоговых последствиях будущей сделки. Другая инициатива касается требуемой от предпринимателей «должной осмотрительности» при заключении сделок. Сейчас, не проверив контрагента на склонность к уклонению от налогов, можно столкнуться с претензиями налоговиков. Для того чтобы такая проверка была более полной, Минфин предлагает расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне, которую можно было бы получить от ФНС (о представленной отчетности, о средней численности персонала и средней зарплате, о сумме уплаченных налогов).