Согласно правительственным поправкам в Воздушный кодекс, беспилотные летательные аппараты (БЛА) взлетным весом более 30 кг подлежат обязательной госрегистрации, как и обычные самолеты и вертолеты, вводится понятие пилота дистанционно управляемого летательного аппарата и другие необходимые понятия. Как говорится в сопроводительных документах к законопроекту, в течение 10 месяцев после его принятия должны быть разработаны ведомственные акты, регулирующие сертификацию БЛА, включение их в реестр гражданских воздушных судов, требования к пилотам БЛА и т. д. Поправки будут рассмотрены в профильном комитете Госдумы во второй половине апреля, знает человек из «Единой России».
Нельзя сказать, что полеты БЛА были полностью нерегулируемыми: несколько лет назад в Федеральных правилах использования воздушного пространства появился регламентирующий эти полеты раздел, рассказывает Владимир Воронов, заместитель гендиректора по маркетингу БЛА московского филиала ЗАО «Транзас» (разработчик БЛА различных типов). Но принятие этого законопроекта очень важно, поскольку он потребует пересмотра и дополнения большого числа нормативных документов, а также разработки правил сертификации гражданских БЛА, что необходимо для развития рынка, говорит эксперт.
По словам Воронова, Россия в этом вопросе не сильно отстает от ЕС и США, где законодательство по БЛА активно формируется, и скоро у нас будет разработана дорожная карта развития этого рынка, наподобие той, которая уже существует в ЕС. По мнению эксперта, в России законы о применении БЛА должны быть либеральнее, чем в ЕС, поскольку за исключением Центрального региона воздушное пространство нашей страны существенно менее загружено. Рынок гражданских БЛА быстро растет во всем мире, делая авиатехнологии гораздо более доступными, резюмирует Воронов.
Российский гражданский рынок систем БЛА и услуг, оказываемых с их использованием, уже сейчас, по некоторым оценкам, исчисляется сотнями миллионов рублей в год, говорит редактор отраслевого портала uav.ru Денис Федутинов. Большая его часть - это продажи беспилотников (преимущественно малого класса), но доля услуг постепенно увеличивается. Наиболее типичные сферы применения БЛА в нашей стране - картография, мониторинг протяженных объектов (нефте- и газопроводы, высоковольтные линии электропередачи), инспекция природных ресурсов. В меньшей степени БЛА применяются в сельском хозяйстве, но зарубежный опыт показывает, что и здесь есть потенциал для развития. Весьма многообещающей также можно назвать сферу предоставления услуг связи с помощью систем БЛА, а в перспективе, вероятно, будет поддержан мировой тренд по использованию беспилотных систем для доставки грузов, говорит Федутинов.
Алексей Никольский