МОСКВА, 2 апреля. Министерство транспорта РФ осенью намерено внести в Государственную Думу законопроект «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который обяжет выделить в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга спецвагоны для беременных женщин, инвалидов и пожилых людей. Об этом в четверг сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.
«В данный момент мы находимся в завершающей стадии согласования с профильными министерствами и ведомствами, большинство из них дали согласование без замечаний. Мы рассчитываем, что в осеннюю сессию этот документ может быть внесен в Государственную Думу», - сказал Асаул, выступая на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности.
Ранее в четверг Совет Федерации рекомендомал Минтрансу рассмотреть возможность проведения пилотного проекта по выделению спецвагона. Соответствующая рекомендация содержится в решении, принятом сегодня по итогам расширенного заседания комитета палаты по регламенту и организации парламентской деятельности.
В московском метро появился «сквозной» поезд
Позиция сенаторов
В документе, который имеется в распоряжении ТАСС, сенаторы просят Минтранс не только рассмотреть возможность проведения такого эксперимента, но и «по итогам внести изменения в проект федерального закона 'О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ' и соответствующие нормативные правовые акты субъектов».
Как пояснил автор идеи создания вагонов для отдельных видов граждан глава комитета Совфеда по регламенту Вадим Тюльпанов, эта инициатива основана на зарубежном опыте, прежде всего Японии и Индии, где такие вагоны уже есть. Он подчеркнул, что обеспечение доступной среды для граждан с ограничением мобильности один из приоритетов государства.
По словам министра посольства Японии в РФ Токуро Фуруя, в Японии еще в 1956 году был принят закон, предусматривающий создание безбарьерного пространства. «На каждой станции есть лифты и туалеты для инвалидов- колясочников. Также у нас есть специальные вагоны для женщин», - рассказал приглашенный на заседание японский министр. «Метро в Дели приняло специальные меры по перевозке женщин и инвалидов», - добавил также присутствовавший на нем первый секретарь посольства Индии в РФ Шакир Хуссейн.
Сенатор предложил выделить в метро вагоны для женщин с детьми
«Технически такая возможность есть, была бы политическая воля», - сказал Тюльпанов.
Мнение Минтранса
Утверждение базовых требований к эксплуатации метрополитена и других видов внеуличного транспорта, позволяющих субъектам выбирать их эксплуатационные особенности, предусмотрено Федеральным Законом. В частности, он направлен на безбарьерное пользование метрополитеном инвалидами, пассажирами с детьми, беременными женщинами и стариками. Заместитель министра транспорта Асаул назвал эту проблему «крайне актуальной, особенно в условиях заполняемости метрополитена и других видов транспорта».
Он отметил, что в случае одобрения законопроекта Московскому метрополитену может быть поставлена задача выделить спецвагоны, а также оборудовать подъемники для маломобильных групп граждан. «Мы считаем эту задачу абсолютно реализуемой», - сказал замминистра.
С 2014 года в Москве реализуется программа «Транспорт Москвы без границ», основной задачей которой является создание безбарьерной транспортной среды для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, два года назад в московском метро был создан центр помощи маломобильным пассажирам - его работники помогают передвигаться людям с ограниченными возможностями, пассажирам с детьми и пожилым людям. Обратиться к помощи сотрудников центра можно, находясь на любой из станций подземки. Для этого необходимо подать заявку на обслуживание по телефону поддержки или в специальном разделе на сайте подземки, посвященном инвалидам.
Двадцать три человека погибли при сходе вагонов в метро
Что говорят перевозчики
В московском и петербургском метро готовы оборудовать такие вагоны, в случае принятия законодательного решения на федеральном уровне. Вместе с тем представители метрополитена отметили некоторые сложности в реализации такого решения. «Плотность пассажиропотока метрополитена составляет 8 млн человек в сутки, а интервал между поездами составляет менее 90 секунд. Поток буквально заносит пассажиров в вагоны - это как выдавливание шприцев из воды. Возникает вопрос - как это (пропуск пассажиров в отдельные вагоны для женщин с детьми и инвалидов) администрировать», - отметил начальник Московского Дмитрий Пегов.
В свою очередь замначальника петербургского метрополитена Игорь Выборнов считает, что принципиально идея правильная, но проблема кроется в деталях. В пиковые часы один вагон перевозит 200 человек. Если мы выделим отдельный вагон, все остальные вагоны будут переполняться еще больше ', - указал он. Также Выборнов считает, что работники подземки столкнуться со сложностью, «как в пиковые часы выделить пассажиров и не пускать их в спецвагоны».