Борьба с кризисом: дешевые лекарства подорожают на 30%

Готовящееся 30-процентное повышение цен на самые дешевые лекарства из перечня жизненно важных вряд ли нанесет ощутимый удар по населению, считают эксперты.

Как сообщила на этой неделе министр здравоохранения России Вероника Скворцова, индексация на 30% коснется лекарств российского производства с отпускной ценой до 50 рублей, большинство из которые стали нерентабельными для фармкомпаний.

В ценовом сегменте от 50 до 500 рублей цена повысится на 11,4%, а цены на лекарства дороже 500 рублей останутся прежними.

По словам Скворцовой, постановление об индексации цен «уже на выходе» в российском правительстве. Министр обосновала необходимость повышения цен на регулируемые препараты тем, что это позволит предотвратить «дефектуру, сокращение ассортимента, 'вымывание' препаратов за счет их замены более дорогими».

При этом специалисты сходятся в том, что разовая индексация цен на дешевые препараты из перечня - это полумера, которая лишь немного улучшит положение российских производителей.

Директор института проблем здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович считает, что выше поднимать цены было бы опасно, поскольку люди, покупающие эти лекарства, и так замечают подорожание и недовольны. Самые уязвимые слои населения, как правило, пользуются льготами и их повышение цен затронуть не должно, отметила она.

В свою очередь, директор аналитической компании DMS Group Сергей Шуляк считает, что для населения индексация цен на самые дешевые препараты вряд ли станет слишком ощутимой, поскольку они все равно останутся дешевыми по сравнению с препаратами, цены на которые не регулируются.

По данным минздрава, на препараты, которые в список не входят, цена за первые три месяца текущего года увеличилась в среднем на 16,9%, причем в нижнем сегменте повышение составило 28%.

«Вздохнуть свободнее»

Всего в перечень «жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов» входит 608 непатентованных лекарственных наименований. Поправки, которые дают правительству полномочия разово пересмотреть цены в зависимости от экономических и социальных критериев, президент России Владимир Путин подписал в начале марта.

По информации Скворцовой, рост цен на препараты из перечня в январе и феврале составил 7,5%, а с учетом марта прирост уменьшился до 5,7%. Факт такого роста не противоречит тому, что цены на эти лекарства регулируются: до кризиса многие производители могли позволить себе отпускать эти препараты по цене меньше зарегистрированной.

С ухудшением экономической ситуации многие препараты с предельно допустимой ценой до 50 рублей стали убыточными. Компании оказались перед выбором: продолжать работать и терять деньги или приостановить производство таких лекарств.

Ряд примеров приводил в своей статье в «Российской газете» в феврале академик РАН Сергей Колесников, возглавляющий Ассоциацию производителей фармацевтической продукции. Так, компания «Дальхимфарм» из-за нерентабельности прекратила выпуск нескольких дешевых препаратов, у завода «Озон» в Самаре почти 30% от номенклатуры стали крайне убыточными. Крупные компании «Мосхимфармпрепараты» и «Татхимфармпрепараты» столкнулись с той же проблемой.

«Система ценообразования устроена так, что для лекарств нижнего ценового ряда возможности наценки, связанной с оптовой и розничной продажей, практически исчерпаны», - констатировала директор института проблем здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.

«Это разовое повышение, допустим, с 5 рублей до 6,5 все равно спасет производителей, даст им вздохнуть немного свободнее, может быть, сделает производство чуть-чуть рентабельнее, - добавила она. - Это заметно для людей, которые покупают эти лекарства. Они и так недовольны, но другого выхода нет».

То, как повышение цен скажется на покупателях с самым низким доходом, зависит от того, получают они рецептурные лекарства по льготам или занимаются самолечением, отмечает Попович.

«Большинство из уязвимых слоев населения пользуются льготами. На них это не должно никак сказаться, потому что это будут государственные закупки и бесплатный отпуск. Если речь идет о самолечении - наверное, да. Люди будут чуть лучше думать о том, нужно ли покупать те или иные препараты», - сказала эксперт, добавив, что в России самолечением занимается «недопустимо высокое» число людей.

Особенности ценообразования

Директор аналитической компании DMS Group Сергей Шуляк подчеркнул, что индексация на 30% поможет решить проблему отрицательной рентабельности, но издержки при производстве разных препаратов серьезно различаются. Для некоторых препаратов будет недостаточно даже индексации в два раза.

По словам Шуляка, система ценообразования для ЖНВЛП изначально была устроена так, что от российских компаний требовали более тщательного обоснования цены, чем от иностранных. При этом кризис больше всего ударил именно по российским производителям, которые закупают оборудование, субстанции и материалы для упаковки за рубежом, а также зачастую имеют кредиты в валюте.

«Конечно же, это все полумеры, особенно когда речь идет о российских лекарственных препаратах. За производителей решали, какая цена будет у этих препаратов, сколько прибыли будет при их производстве. Для иностранных производителей регистрация носила заявительный характер. У них есть определенный лаг между реальной себестоимостью и ценой препарата, а у российских нет», - рассказывает он.

Среди препаратов из ЖНВЛП часто встречаются примеры, когда на одно и то же наименование цена может варьироваться от 20−30 рублей, если препарат российского производства, до 300−400, если он сделан, например, в Индии.

«Логистика одной упаковки дешевого и дорого препарата стоит одинаково, поэтому транспортировка препарата за 10 рублей делает невыгодным его производство, - объясняет Шуляк. - Поэтому, конечно же, для дешевых препаратов нужно вводить не только компенсацию в 30%, нужны более серьезные меры, нужно искать какие-то другие варианты».

В настоящее время минздрав готовит новую методику ценообразования, которая позволит повышать максимальную отпускную цену на российский препарат на процент, превышающий инфляцию, если производитель обоснует увеличившиеся издержки. Иностранные производители смогут рассчитывать на индексацию цен раз в год, но в размере инфляции и чтобы эта цена не превышала среднюю в других странах.

Договоры и госаптеки

Если разовая индексация - уже решенный вопрос, другая антикризисная мера в настоящее время еще прорабатывается. Власти планируют заключать долгосрочные контракты с производителями, документы об этом готовят минэкономразвития и минпромторг.

«Производство в фармацевтической сфере очень сложное, планирование ведется на долгие годы: учитываются и субстанции, и упаковка, и загрузка линий. Нужно гарантировать производителю определенный объем закупки, тогда он понимает себестоимость производства. Поэтому нужны долгосрочные контракты: чем дольше срок контракта, тем ниже цена», - объяснил Шуляк.

По его информации, условием заключения таких контрактов для иностранных производителей будут инвестиции в локализацию производства. Однако, как отметил Шуляк, иностранные компании, которые хотят участвовать в госзакупках, и так понимают эту необходимость. В частности, три крупнейших производителя инсулина уже запустили заводы в России.

«На локализацию нельзя смотреть напрямую как на способ уменьшения стоимости препаратов: производство лекарств в России не дешевле, чем за рубежом, но опосредованная выгода налицо - и развитие технологий, и новые заводы. Деньги за эти лекарственные препараты хотя бы частично остаются в стране в виде налогов, создается занятость высококвалифицированных слоев населения», - добавил эксперт.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках политики импортозамещения призвал увеличить на рынке долю лекарственных препаратов, произведенных в России, до 90−95%. В настоящее время, по его данным, она составляет около 70%.

Если инициативу заключения долгосрочных договоров большинство специалистов в отрасли встретили с одобрением, то идея Владимира Путина создать сеть госаптек была воспринята неоднозначно.

Как стало ясно из слов Скворцовой в среду, в настоящее время власти рассматривают уже идею не создания новой сети, а расширения уже существующей. Аптеки с госучастием есть в каждом регионе, а расширение этой сети позволит эффективнее следить за ценами, заявила министр.

Однако, как отмечает директор DSM Group, открытие новой аптеки весьма затратно, и государство могло бы вместо этого договориться с коммерческими аптеками, чтобы они отпускали лекарства по льготным программам. К тому же, распространенное мнение, что в госаптеках лекарства дешевле, не подтверждается на практике, поскольку они тоже подчиняются рыночным условиям.

«Им также нужно оплачивать работу персонала и коммунальные услуги. Как правило, госаптеки расположены там, где они были еще в Советском Союзе, и это не самые лучшие места, с не самой большой проходимостью, с помещениями таких площадей, какие обычной аптеке не нужны», - объяснил Шуляк.

«Нужно политическое решение»

Критиковать министерство здравоохранения сложно, потому что оно исходит из тех возможностей, которые ему доступны, отмечает Лариса Попович.

Многие эксперты в сфере здравоохранения сходятся во мнении, что необходимо принимать системные меры - в частности, вводить лекарственное страхование. Так называют схему, когда пациент получает рецептурное лекарство бесплатно или со скидкой за счет компенсации со стороны государства или страховой компании.

В России эта программа, которая уже многие годы действует в западных странах, пока находится на стадии пилотных проектов. Уже два года в двух муниципальных образованиях Кировской области лекарства по такой программе получают пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

По заявлению властей региона, там снизилась смертность, а из-за сокращения числа вызовов «скорой помощи» и госпитализаций экономический эффект этой программы превысил затраты. В настоящее время идет процесс определения регионов, которые начнут следующие пилотные проекты.

«Сейчас есть одна главная проблема - это нехватка денег. В принципе, это можно ввести за три-пять лет, чтобы это эффективно работало, как в других странах, но непонятно, откуда брать деньги», - задается вопросом Шуляк.

При этом Попович считает, что такую программу можно внедрить за полгода. Еще до кризиса Институт проблем здравоохранения ВШЭ рассчитал, что во сколько обойдутся бюджету бесплатные рецептурные лекарства для всего населения - тогда на это были нужны дополнительные 200 млрд рублей. Система частичного возмещения, когда пациент просто получает скидку, обошлась бы в меньшую сумму.

«Рубль вложенный в здравоохранение дает другим сферам экономики выигрыш в несколько рублей, потому что люди перестают болеть, не умирают раньше времени, у них растет производительность труда», - объяснила эксперт из ВШЭ.

«Для этого нужно политическое решение, - подчеркнула Попович. - К сожалению, в обществе еще пока не сложилось понимание того, что здравоохранение - это производящая отрасль, которая способствует развитию экономики. Она производит продукцию - здоровье, а здоровье сопряжено с экономическим ростом. К сожалению, мы до сих пор считаем, что здравоохранение только съедает ресурсы».

Ольга Слободчикова, Русская служба Би-би-си.








  • >> СМИ: Великобритания создает фонд объемом 30 млн долларов для стран Восточной Европы

  • >> Болгария работает над упрощением визового режима, заявила министр туризма страны

  • >> Темпы развития Усть-Ордынского Бурятского округа Приангарья сохранить пообещал губернатор