Депутаты Приморского парламента усовершенствуют систему среднего профессионального образования

Комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на период до 2020 года будет разработан в Приморье. Об этом сообщили в Законодательном Собрании Приморского края.

Первые рекомендации и предложения в новую программу развития профобразования прозвучали на минувшей неделе в ходе выездного заседания комитета краевого парламента по социальной политике и защите прав граждан, состоявшегося в г. Арсеньеве.

В обсуждении современного состояния среднего профессионального образования приняли участие депутаты, представители департаментов Администрации Приморского края и муниципальных образований, руководители профессиональных колледжей и работодатели - в зале ОАО «ААК «Прогресс» собрались более 200 человек.

Профильный комитет краевого парламента не первый раз обсуждает ситуацию в сфере профессионального образования в Приморье. На этот раз основное внимание было уделено взаимодействию профессиональных образовательных организаций с работодателями. «Предприятия набирают силу и ставят вопрос, кто должен трудиться, готова ли наша образовательная система обеспечить этот запрос, - отметил председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков. - Общая озабоченность руководства страны неслучайна: есть проблема подготовки работников не только для оборонки, но и для других промышленных производств, сельского хозяйства».

Выбор г. Арсеньева в качестве площадки для выездного заседания, как пояснил председатель комитета Игорь Чемерис, обусловлен тем, что здесь создана эффективная система взаимодействие между предприятиями и Приморским индустриальным колледжем, который готовит рабочие кадры для заводов «Прогресс» и «Аскольд», малого и среднего бизнеса.

Об этом опыте рассказал управляющий директор ОАО «ААК «Прогресс», депутат Законодательного Собрания Юрий Денисенко. По его словам, несмотря на предпринимаемые усилия по профориентации школьников, взаимодействию с Приморским индустриальным колледжем, работу учебного центра на предприятии, проблема качества подготовки рабочих кадров остается. «Нужно, чтобы мы могли получить специалистов, готовых участвовать в производственном процессе. Необходимость доучивать выпускников, конечно, не совсем устраивает работодателей. На мой взгляд, у нас нет общего подхода к подготовке кадров для промышленных предприятий, единого стандарта», - сказал Юрий Денисенко.

Директор Приморского индустриального колледжа Сергей Чернота, причины такой ситуации видит в том, в соответствии с новым образовательным стандартом на пять месяцев сокращена производственная практика учащихся на предприятиях. Для того, чтобы обеспечить должный уровень практической подготовки в условиях колледжа, необходимо серьезное переоснащение его материально-технической базы. При этом, если такие крупные компании, как АКК «Прогресс» может обеспечить работу собственных учебных центров, менее крупным предприятиям, и, тем более, малому и среднему бизнесу такие расходы не под силу. Пугает работодателей и возможность не удержать на работе специалиста, обученного за счет предприятия.

Директор Уссурийского агропромышленного колледжа Надежда Литвинова предложила изменить учебные планы подготовки студентов, сделать их более приближенными к потребностям рынка. Руководитель колледжа отметила, что учреждения среднего профобразования готовят специалистов по стандартам, которые далеко не всегда отвечают ожиданиям работодателей, отстает от современного оснащения предприятий и материально-техническая база колледжа. «Самый 'молодой' трактор, который мы приобрели за два миллиона рублей, 1990 года выпуска», - посетовала директор учебного заведения.

Как отметил депутат Законодательного Собрания Сергей Слепченко, большинство предприятий не готово инвестировать в обновление оборудования, на котором в профессиональных колледжах учат будущих специалистов. «Может быть, средства, которые вы тратите на доучивание выпускников, которые приходят к вам на работу, было бы логичнее потратить на оборудование для учебных заведений, открытие специализированных классов? Тогда бы вы сразу получали именно те кадры, которые вам необходимы», - предложил Сергей Слепченко работодателям.

Схожая ситуация во многих отраслях. Как сообщил Владимир Бесчастнов, главный инженер ООО ДГК «Приморская Генерация «Владивостокская ТЭЦ-2», за последние два года на предприятие не пришел ни один выпускник, хотя специфика работы позволяет человеку со средним профессиональным образованием занять инженерную должность. «Сказывается низкий уровень престижа рабочих профессий», - констатировал докладчик.

Низкий престиж среднего профессионального образования в числе основных проблем назвала и директор департамента образования и науки Елена Григорьева. Отвечать требованиям рынка труда, по ее словам, образовательным организациям мешает дефицит педагогических кадров и мастеров производственного обучения, недостаток средств для материально-технического оснащения и капитального ремонта колледжей. В 2015 году на программу развития этой сферы из федерального бюджета выделено 15,4 млн рублей, из краевого - 42,7 млн. рублей.

При этом потребность в рабочих кадрах в Приморье значительная. По данным центра занятости, из 57 тысяч вакансий, заявленных центром занятости, более 80 процентов - рабочие профессии. Несмотря на то, что число выпускников, обращающихся в службу занятости, на протяжении трех лет сокращается, но к помощи государства при поиске работы, по-прежнему, прибегает почти половина окончивших средние профессиональные организации. Как отмечают специалисты, трудоустройство почти всегда связано с дополнительной подготовкой или переобучением.

Говорили на заседании комитета и о доступности среднего образования. Если в вузах края предоставляется 60 бюджетных мест на 100 поступающих, то в системе среднего профобразования - 43 места. Тенденция же последних лет не меняется: большинство выпускников школ нацелены на получение высшего образования.

Ситуацией с подготовкой рабочих кадров обеспокоены не только в Приморье. В Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить к 2020 году как минимум в половине колледжей и техникумов России подготовку по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.

3 марта 2015 года утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации № 349-р «О комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования в нашей стране на 2015−2020 годы. Его цель - создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики. Регионам поручено разработать собственные программы развития системы профобразования.

«Ситуацию в профобразовании нельзя оставлять в нынешнем состоянии. Нам необходимо понимание того, каким будет среднее профобразование через пять лет, - сказал депутат Законодательного Собрания Сергей Сопчук. - Надо понимать, как мы готовимся к этой реформе, какова потребность в специалистах и средствах, какие решения на этот счет необходимы со стороны краевых депутатов».

По мнению председателя Законодательного Собрания Виктора Горчакова, краю в первую очередь необходим устойчивый кадровый заказ на рабочие специальности. «Кроме того, необходимы вложения в ремонты зданий, строительство общежитий, и деньги на это по мере возможностей сегодня выделяются. Что касается вложений в обновление оборудования профучилищ, то здесь необходимо объединение усилий предприятий и власти», - поддержал коллегу Виктор Горчаков.

Подводя итоги выездного заседания, председатель комитета Игорь Чемерис отметил, что в проект решения будут включены все предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения. Депутаты планируют активно включиться в работу над новой программой развития среднего профессионального образования совместно с профильными департаментами Администрации Приморья. «Комплекс мер, который разработало Минобрнауки, предусматривает ряд стратегических направлений. В первую очередь необходимо определиться со списком востребованных специальностей, наиболее необходимых для нашей экономики, - отметил Игорь Чемерис. - Еще одна из задач - построение дуальной системы образования, когда наряду с теоретической подготовкой не менее половины учебного времени студенты проводят на производстве или в специализированных учебных центрах. Для этого мы должны объединить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы, чтобы и работодатели смогли активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения».

Справка.

Система среднего профессионального образования Приморского включает: 37 государственных профессиональных образовательных организаций (36 краевого и 1 федерального подчинения); 18 структурных подразделений образовательных организаций высшего образования;8 негосударственных профессиональных образовательных организаций.

Профессиональные образовательные организации реализуют: 50 программ среднего профессионального образования; 37 программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Департаменту образования Приморского края подведомственны.

31 профессиональная организация, в которых работают 1 198 преподавателей.

и мастеров производственного обучения. В 27 из них реализуются образовательные программы по подготовке технических специалистов.

В 2014-2015 учебном году в краевых профессиональных образовательных организациях Приморского края контингент студентов по всем формам обучения составляет 20 872 человека, в том числе: 7 433 человека - по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров; 13 439 человек - по программе подготовки специалистов среднего звена.

В 2014 году подготовлено по очной форме обучения 5 293 молодых рабочих и специалистов.








  • >> Долг Украины перед Газпромом с учетом пени составил $2,471 млрд

  • >> Командование NORAD рассказало об угрозе нападения со стороны России

  • >> Марин Ле Пен: ЕС столкнулся с трудностями из-за санкций против РФ