Когда в начале марта Биньямин Нетаньяху вопреки воле Белого дома выступил перед Конгрессом с речью, осуждающей переговоры США с Ираном, казалось, что отношения еврейского государства и американской администрации достигли нижней точки. Но после парламентских выборов в Израиле, победить на которых партии Биньямина Нетаньяху удалось во многом благодаря той речи и теплому приему, оказанному ему республиканцами, оказалось, что потенциал отчуждения в американо-израильских отношениях далеко не исчерпан.
Причиной нового дипломатического скандала стало беспрецедентно жесткое предвыборное заявление Биньямина Нетаньяху, который пообещал не допустить создания государства Палестина. Тем самым он поставил под сомнение концепцию, которую США считают краеугольным камнем своей политики в регионе на протяжении последних десятилетий, и фактически обесценил все усилия Белого дома по палестино-израильской проблеме. С июля 2013 года, когда был перезапущен мирный процесс, курирующий его госсекретарь США Джон Керри побывал в регионе более десятка раз. Несмотря на отсутствие прогресса, израильские власти никогда не позволяли себе столь неприемлемых для американской администрации высказываний.
Хотя в минувший четверг, после успеха на выборах, Биньямин Нетаньяху несколько смягчил риторику, оговорившись, что по-прежнему поддерживает концепцию «двух государств», считая нужным дождаться необходимых для ее воплощения условий, в Белом доме дали понять: израильский премьер перешел черту. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест назвал позицию господина Нетаньяху «циничной и сеющей раздор предвыборной тактикой, недостойной тех ценностей, которые Израиль и США считают общими». А Барак Обама в интервью интернет-изданию Huffington Post, опубликованном в воскресенье, сообщил, что намерен в свете новой ситуации «всерьез подумать, какие возможности есть у США, чтобы не допустить сползания ситуации в регионе к хаосу». «Я указал ему (Нетаньяху.- 'Ъ'), что мы продолжаем верить в формулу 'два государства для двух народов' как в единственный путь к долгосрочной безопасности Израиля, если он хочет оставаться государством одновременно еврейским и демократическим», - заявил Барак Обама.
В сложившейся ситуации главный рычаг воздействия на израильские власти, который есть у Вашингтона, - это Совбез ООН. США ранее всегда блокировали в СБ ООН палестинские инициативы, противоречащие интересам Израиля. Теперь же Вашингтон может выступить в Совбезе с проектом резолюции, оговаривающим временные и территориальные рамки создания государства Палестина и требующим значительных уступок со стороны Израиля. США также могут вновь заговорить о необходимости возвращения Израиля к границам 67-го года (и ликвидации еврейских поселений на палестинских территориях), как это сделал (первым из американских президентов) Барак Обама в конце своего первого президентского срока.
Схожие ситуации возникали в американо-израильских отношениях и раньше, однако лидер еврейского государства всегда пытался соблюсти баланс между настроениями своего электората, занимающего жесткие позиции по отношению к палестино-израильскому мирному процессу и иранской ядерной программе, и внешнеполитической линией своего главного геополитического патрона - США. Теперь же этот баланс нарушен - благодаря союзу израильского премьера с доминирующими в Конгрессе республиканцами. Господин Нетаньяху надеется, что они помогут ему заблокировать любую инициативу главы Белого дома, идущую вразрез с видением Израилем собственных интересов, а в перспективе получат контроль и над администрацией.
Мария Ефимова