Владивосток, 24 марта.
Глава Минвостокразвития Александр Галушка рассказал корреспонденту радиостанции «Голос Америки» Йонхо Ким, который обратился в ведомство за комментариями относительно недавних договоренностей сопредседателей Межправкомиссии РФ - КНДР, достигнутых во время визита в Россию министра внешних экономических связей Ли Рён Нама, о сотрудничестве с КНДР. Министр заявил, что страны проработают вопрос о ТОРах на Дальнем Востоке и в Северной Корее, сообщает PrimaMedia со ссылкой на сайт Минвостокразвития.
- Вы и министр внешних экономических связей КНДР Ли Рен Нам подписали соглашение по экономическому сотрудничеству. Что в соглашении является основным? Сосредоточитесь ли Вы на идеях «расширения социально-экономического развития» с Северной Кореей и «экстерриториальной модели» для трехстороннего сотрудничества между Россией и двумя Кореями?
- Мы с министром внешних экономических связей КНДР Ли Рён Намом являемся сопредседателями Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР. За истекший календарный год это была наша четвертая встреча, каждая из которых характеризовалась предметным, обстоятельным и заинтересованным обсуждением актуальных вопросов двустороннего (Россия - КНДР) сотрудничества и реализации трехсторонних (Россия - КНДР - Республика Корея) проектов на Корейском полуострове, и подписанием соответствующих документов по итогам встреч.
Основными результатами нашей совместной работы стали:
- Решение проблемы задолженности КНДР по кредитам бывшего СССР в размере 10 млрд долларов США;.
- Выработка принципиально новой модели взаимодействия, которую можно обозначить как «российские инвестиции и поставки в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР»;.
- Мы согласовали ближайшую цель увеличить товарооборот между нашими странами до 1 млрд долларов. В этой связи договорились сконцентрировать внимание на наиболее значимых проектах;.
- Россия и КНДР договорились перейти на взаиморасчеты в рублях, уже совершены первые сделки в российской валюте.
Особо хочу отметить, что развитие торгово-экономических отношений между нашими странами сегодня строится исключительно на принципах взаимной выгоды и экономической рациональности. Наша долгосрочная и основная опора - на инициативы и проекты бизнеса, и в этом заключается ключевое отличие нынешнего периода от предыдущих. Не может быть и речи о возврате к советским патерналистским моделям сотрудничества.
- Что касается проекта «РАО Энергетические Системы» по поставке электроэнергии в особую экономическую зону Расон в Северной Корее, хотелось бы уточнить, обсуждалось ли уже финансирование с северокорейской стороной? Как вы собираетесь финансировать проект? Есть ли планы участия КНДР в финансировании? Предполагаете ли вы участие Южной Кореи?
- Потенциальные резиденты особой экономической зоны в Расоне - современные конкурентоспособные компании. Реализуя свои проекты развития, они будут испытывать потребность в электроэнергии. Ответом на этот спрос и является данный проект.
Что касается участия южнокорейских компаний - оно предполагается, более того, у нас уже есть конкретный заинтересованный партнер - компания K-Water. Эта компания выступила с инициативой участия, мы эту инициативу приветствуем, подписан соответствующий меморандум с российской компанией «РусГидро». Северокорейская сторона также согласна на участие южнокорейских партнеров.
- Насколько мне известно, Россия хочет, чтобы Южная Корея присоединилась к проекту Хасан-Раджин, включая покупку долей в совместном предприятии, созданном для проекта. Что обсуждалось в последнее время с Южной Кореей? Как вы планируете привлечь южнокорейские инвестиции в проект в КНДР в ситуации, когда российская экономика страдает от ослабления рубля, что может повлиять на стоимость российских долей в совместном предприятии?
- Проект Хасан-Раджин реализуется компанией «РЖД» в сотрудничестве с северокорейскими партнерами. В рамках данного сотрудничества реконструировано 54 км железнодорожного полотна и модернизирован порт Раджин. В конце 2014 года была произведена тестовая поставка угля из России по железной дороге до порта Раджин, а оттуда - морем в южнокорейский порт Усан. Проект интересен российскому бизнесу. Подтвержденный объем грузовой базы позволяет этому проекту уже в ближайшее время развить грузооборот до 1 млн тонн в год. Все это сделано усилиями двух сторон - России и КНДР. Вместе с тем, проект открыт для участия в нем южнокорейских партнеров. С этим согласна и российская, и северокорейская сторона. Однако, приветствуя потенциальное участие южнокорейских компаний в проекте, навязывать никто никому ничего не будет.
Также отмечу, что ситуация с российским рублем только увеличила привлекательность данного проекта, так как в долларовом выражении российская продукция стала более конкурентоспособной.
- До сих пор российский уголь был единственным товаром, который транспортировался через Раджин в южнокорейский порт Усан. Обсуждалась ли перевозка еще каких-то товаров с Южной или Северной Кореей? Если да, что это за товары? Мне известно, что российская делегация недавно посетила Пусан, крупнейший порт в Южной Корее, чтобы обсудить трехстороннее сотрудничество? Насколько успешно прошли переговоры? Есть ли у вас какие-то планы по дальнейшим переговорам с южнокорейской стороной?
- Усан изначально рассматривался как мультимодальный порт. Пока этот канал используется для экспорта российского угля, но прорабатывается и вариант с импортом иных товаров. Что касается порта Пусан, то в ходе его посещения российской делегацией велись переговоры по участию южнокорейских компаний в проектах по развитию судостроения на Дальнем Востоке.
- Насколько мне известно, совместное российское предприятие в Пхеньяне приступило к реконструкции северокорейской железной дороги. Каков текущий статус проекта «Победа»? Что в последнее время обсуждалось с КНДР по этому проекту? Как осуществляется соглашение о разделе продукции? С какими трудностями вы столкнулись при реализации соглашения и как вы собираетесь их решать?
- Проект «Победа» по модернизации железных дорог в КНДР интересен как для России, так и для КНДР. Это практический пример реализации новой модели торгово-экономического сотрудничества с КНДР, подразумевающий участие отечественных компаний в реализации инфраструктурных и других проектов на территории КНДР в обмен на доступ к северокорейским минеральным ресурсам.
В соответствие с подписанным соглашением, группой российских компаний в течение 20 лет будет реконструировано 3,5 тысячи км верхнего строения пути, а также тоннели, мосты и пристанционные пути. Расходы российских организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР.
Северокорейские партнеры подтверждают свою заинтересованность в этом проекте и постоянными контактами, и своей оперативностью в решении текущих вопросов. Российские компании удовлетворены ходом реализации данного проекта.
- Каковы планы российской стороны на 2015 год? Какого прогресса вы хотите достигнуть по проекту «Победа»?
- До конца текущего года должны быть завершены изыскательские работы, связанные с проектированием и строительством железнодорожного пути на участке от станции Пхеньян до станции Нампхо. В это же время должны быть начаты работы по разработке месторождений полезных ископаемых, по которым возникли договоренности, в том числе месторождения рутила.
В настоящее время российские компании ведут активные переговоры с северокорейской стороной по геологоразведочным работам для оценки обеспеченности месторождений КНДР полезными ископаемыми, которые обеспечат возврат инвестиций.
Проект «Победа» - это реальное движение к достижению двусторонней договоренности об увеличении объема торговли между Россией и КНДР до 1 млрд долларов в ближайшее время.
- Другие российские компании уже присоединились к проекту? Если да, какие?
- Проект большой, очевидно потребуются новые участники. Вместе с тем привлекать новых участников - это прерогатива бизнеса.
- Россия и КНДР обсуждали широкий круг вопросов по экономическому сотрудничеству, особенно во время визита министра Ли в Москву. С какими основными проблемами вы предполагаете столкнуться при дальнейшем развитии сотрудничества? Насколько Вы хотите расширить сотрудничество с КНДР? Какую роль будет играть ваше министерство при решение этих проблем?
- Мы заинтересованы в совместном сотрудничестве с КНДР и на Дальнем Востоке, и на Корейском полуострове. Необходимо констатировать, что все, о чем мы договариваемся с северокорейскими партнерами, они стараются выполнить. Даже если жизнь вносит свои коррективы и что-то не получается, то нами совместно корректируются и вырабатываются решения. В целом, мы хотели, чтобы наше сотрудничество наиболее полно раскрывало имеющийся экономический потенциал отношений. В этой связи хочу отметить, что Минвостокразвития выступило инициатором принятия в России законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития. Нами наработана уникальная аналитическая база, сформированы экономические модели, обеспечивающие бизнесу уникальные условия для инвестирования, снижающие риски и повышающие доходность.
28 февраля в ходе визита в Россию северокорейской делегации во главе с министром внешних экономических дел КНДР Ли Рён Намом и наших переговоров была в том числе достигнута договоренность о том, что Россия и Северная Корея совместно проработают вопрос о создании территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке и на территории КНДР с участием РФ, КНДР и Южной Кореи. Применение данного опыта в трехстороннем формате, с участием Российской Федерации, КНДР и Республики Корея, может стать продуктивным развитием идеи ТОРов.
От РИА PrimaMedia напомним, что 30 марта 2015 года в силу вступает закон о территориях опережающего развития, принятый в прошлом году. Документом предусмотрены механизмы значительного снижения налоговой и административной нагрузки на резидентов территорий. Первые три ТОР были отобраны на заседании подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке 12 февраля 2015 года.
Как ранее сообщало PrimaMedia, в Приморском крае создается ТОР «Надеждинская». Объем привлекаемых инвестиций в его создание планируется на уровне 6,73 млрд рублей при бюджетном финансировании в 3,2 млрд рублей. Предполагается, что в рамках производств, локализованных в ТОРе, будут трудиться 1,6 тысяч человек.
Стоит отметить, что главными критериями отбора первых ТОРов были такие факторы как наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов на этой территории, высокая степень проработки вопросов инфраструктурного обеспечения, а также наличие «якорных» инвесторов. Об этом сообщал вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля.